ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО, или вакансии, зарплаты и требования на рынке digital трудоустройства России в 2018 году

Обновленный:

Интервью с Аленой Владимирской, топ-экспертом рынка рекрутмента в digital в России, основателем и руководителем проекта Антирабство. И сегодня мы поговорим о рынке трудоустройства, о вакансиях и требованиях к соискателям, о зарплатах, о фрилансе и на рынке digital.


Мы собрали вопросы для вас и их очень много. Первое – что будет происходить с рынком вакансий в 2018 году?

ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО. ВПЕРВЫЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА Я МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО. Рынок привык к ситуации. Во-первых, экономическая ситуация стала улучшаться. Понимаете, что любая ситуация с вакансиями это и есть производная от экономики. Но те компании, которые не пережили кризиса, они уже умерли. Те, которые не умерли, научились жить в новых условиях. Плюс все кампании недижитальные, давно уже пошли в digital – как канал привлечения клиентов, и этот тренд в связи с кризисом еще усилился, потому что все равно digital – это самый дешевый канал получения потребителей. Не надо строить магазины и покупать землю, и поэтому вход очень дешевый. И поэтому вакансий очень много, вакансии разные, плюс открываются новые направления – топ этого года, это все, что связано с криптой, которая берет большое количество специалистов из диджитал. Поэтому все будет хорошо, и все уже хорошо.


Какие самые востребованные специалисты в digital на данный момент и примеры позиций или должностей

Все традиционно: все интернет-маркетологи с хорошим опытом – здесь это очень важно, и при чем опытом лидогенерации, т.е.маркетологи любого уровня очень востребованы.

Очень востребовано все, что связано с трафиком, пиарщики с мировым опытом, с хорошим знанием языка и опытом работы на мировых рынках или на IT-рынках.

Традиционно востребованы все программисты, верстальщики, все, что связано с интерфейсами. Рынок не меняется, что было, то и есть – то, что дает основной продукт, и то, что его продает. И, конечно, все менеджеры по продажам, key-аккаунты. Ничего не меняется, наш рынок, какой был, такой и есть.

Просто растет спрос и вот, что меняется – несколько лет назад была история про то, что digital-маркетологи нужны любые, не было вообще ничего, брали без опыта, заканчивали какие-то курсы и этого было достаточно. А теперь этими без опыта рынок насытился – поэтому, если вы где-то учитесь, сделайте какие-либо проекты: либо работайте в проектах, либо создайте свои стартапы, которые, вероятно, помрут, это не потому, что вы плохой, это потому, что еще нет опыта, понимания индустрии и прочего. Но в результате вы получите опыт, который позже хорошо продадите в компании.


А теперь вопрос по зарплатам: примерно какие вилки и если можно с примерами, если считаете нужным

Ну знаете, в целом про вилки – многообразие позиций, городов, всего прочего – так сказать сложно. Я хочу сказать, что если мы берем директора по маркетингу очень большого диджитального проекта, то зарплата будет от 300 до 500 тыс. рублей. Я имею в виду только фиксированную часть, не касаясь премии, бонусов и прочих вещей. Если мы берем директора по digital маркетингу или руководителя digital маркетинга не IT компании, а, например, фармацевтической компании, ритейл компании, там зарплата будет примерно такая же: 300 – 500 тыс. рублей. Я имею в виду московские цены. Питерские цены надо уменьшать на 1/3, иногда на половину. А дальше пропорция такая: города-миллионики – зарплату уменьшаем на половину, города до 500 000 – от этого уменьшаем еще на половину.


Продолжая тему востребованных кандидатов: к нам в компанию GetResponse обращаются с просьбой порекомендовать емейл-маркетолога. Это довольно узконишевый специалист. И как компаниям поступать в этом случае, как искать узконишевых специалистов?

Они очень правильно поступают, что идут на платформы. Такие вещи делаются следующим образом. Две варианта: партнериться с какими-то курсами, которые выпускают этих людей – приходят, смотрят на выпускных экзаменах или раньше. Второе- это реферальные программы. Находят кого-то, кто уже работает в этой отрасли, и говорят, порекомендуй нам людей, мы заплатим тебе за успешную рекомендацию. Успешная рекомендация – это выход на человека. Обычно принято платить от 30 до 50 тыс. рублей. Собственно, люди рекомендуют, человек выходит, и тот, кто порекомендовал получает гонорар. Либо идут к хантерам. Или еще идут на отраслевые ресурсы, читают, смотрят, кто там пишет. Ну в общем, других путей нет.


Как отличить профи в digital от того, кто имеет релевантный опыт, но выдает себя за крутого специалиста?

На самом деле надо смотреть на две вещи. Первое – это референсы. Я много об этом пишу. Что это такое? Это рекомендации с прошлых мест работы. Если вы работали журналистом,  ну вы как собственно журналист должны понимать, что такое факт-чекинг, вот так мы читаем референсы. Например, я беру вас на работу: я обязательно запрошу референсы с последних трех мест работы. Мне суммарно надо получить 7 референсов. При этом меня не будет пугать, если два из них будут отрицательными, потому что, например, вы сильный человек, вы обязательно кому-то мешаете – т.е. что-то было не так, вы кому-то мешали, вы перешли кому-то дорогу – все это бывает. Но пять из семи должны быть положительных. При чем я никогда не останавливаюсь и не говорю, например:

– Как Юля работает?

– Да было все хорошо.

– Ой, спасибо, до свиданья.

Нет. На самом деле люди рассказывают много, если их правильно спрашивать.

– Скажите, пожалуйста, как вы работали с Юлей?

– Вот было все нормально.

– А что случилось с проектом?

– Проект помер.

– А почему?

– Ну вот в результате не было людей.

– А почему не было людей?

– А там что-то с контентом было.

– А кто занимался контентом.

– А контентом занималась Юля.

– Спасибо.

Таким образом, умение разговаривать с людьми очень важно, и тогда вы получаете референсы. Когда вы уже выбрали двух-трех людей, и вы решаете, кто из них у вас будет работать, отведите себе на сбор референсов не менее 2-3 дней, потому что часть людей не захочет давать, часть говорит: «Я сейчас не могу, я на совещании» и прочее. Т.е. это большая и важная работа. Первое – это референсы.

Второе – всегда запрашивайте портфолио. В digital, вообще, у всех есть портфолио – будь ты юзабилист, емейл-маркетолог, просто маркетолог – не важно, кто угодно. Портфолио работ. Внимательно посидите, посмотрите.

В-третьих, смотрите на самом деле на то, в каких отраслевых конференциях и активностях он участвует. И насколько часто участвует. Люди, которые участвуют очень часто – это чаще всего плохо. Кроме тех организаций, где есть евангелист. Есть Яндекс и есть Себрант, который просто должен рассказывать всей индустрии, что будет дальше. И Андрей несет на себе эту миссию, рассказывая не только внутри компании, но целой индустрии. Все понятно – это профессия у человека. Но если руководитель разработки в месяц участвует в 4 конференциях, в следующем месяце в четырех и прочее – вероятнее всего, его уже брать не надо, потому что он уже очень сильно ушел от реалий. То есть всегда нужно смотреть, чтобы профи умел работать руками. Несмотря на то, что сейчас у меня работает 27 человек, я всегда веду кандидатов, потому что понимаю, как только отойду от этой истории трудоустройства, я потеряю знание рынка. И ценность моя начнет резко снижаться. Очень важно быть «внутри». Поэтому вы должны смотреть, чтобы человек был «внутри», чтобы у человека было хорошее портфолио, чтобы у него были хорошие референсы и хорошая профессиональная репутация.


Что касается удаленной работы и фриланса. Какие специалисты сейчас востребованы больше всего и как реально их сейчас найти?

Ну, на самом деле доля удаленной работы растет, но растет значительно медленнее, чем все этого хотели. Объясню почему: потому что человечество не научилось работать с удаленными сотрудниками. Очень хорошо получается там, где все автоматизировано, например, преподаватель иностранного языка или сотрудник кол-центра – там, где есть четкий гайд, четкое понимание.

Как только ты выходишь за эту сферу, дальше начинается очень сложно, потому что есть масса смысла, которого не передать. Большие порталы довольно-таки часто с этим сталкивались. Сначала делали удаленную разработку, а потом отказывались от нее, потому что вроде бы ты все объяснил, а они в результате сделали все равно не то, и там внутри начинает вариться какой-то собственный продукт. И количество времени, которое ты тратишь на объяснение, на контроль, на все –  оно пока несоизмеримо большое. Пока человечество очень плохо умеет работать с этим инструментом. Но, в целом, конечно, доля удаленных сотрудников растет.

Когда и где нужна удаленка? Первое – там, где мы можем снизить стоимость. Условно, дизайнер из моей родной Вологды будет стоить дешевле, чем дизайнер из Москвы. И второе – там, где удаленка идет от нужды. Там, где нет выбора. Например, разработка – не потому, что мы ее не хотим в офисе, а ее нет. И мы ее ищем на Украине,  в Беларуссии, в Восточной Европе, Польше, Румынии – вот какие-то такие регионы. Ровно потому, что нет в России или на самом деле все дорогие и перегружены задачами и, в общем, все это очень плохо получается.

Поэтому, где искать? Искать прежде всего на таких ресурсах, типа freelance.ru, github – если мы говорим о программистах, есть специальные ресурсы, где можно отсматривать. И, конечно, создавать свою базу. Лучше всего искать через знакомых: порекомендуйте проверенного дизайнера, проверенного верстальщика, потому что риск огромный.

Я очень не рекомендую брать людей на работу, которые дауншифтят. Объясню – этот стиль жизни очень расслабляет: ну, ладно, я сегодня этого не сделаю, сделаю завтра. Там поток жизни совсем другой, там засасывает человека. Тебе надо срочно, у тебя медиа план горит, и в результате получается какая-то совершеннейшая ерунда. Поэтому человек должен быть в вашем рабочем ритме. Если это не разовый дизайнер, но где то плюс 3-4 часа, не больше от вашего часового пояса. В остальном, очень сложно.


Формула успешного собеседования: самые каверзные вопросы, которые могут задать и как на них ответить?

На самом деле HR не массовики-затейники и очень редко задают каверзные вопросы. То, что вам кажется каверзным вопросом, чаще всего значит, что вы не готовы к собеседованию. Ни у кого нет желания, за редким исключением, самоутверждаться за счет другого человека. Есть желание просто понять.

Что чаще всего у вас спросят? Вас спросят обязательно о ваших планах. Почему-то все смеются над этим вопросом, а зря смеются, потому что компания проверяет вектор, как она собирается развиваться и как вы собираетесь развиваться. Т.е. если вы условно говорите: «Я не знаю, через 3 года я хочу большую лабораторию по биохимии», а компания айтишная, и она обязательно спросит о карьерных планах, как вы себя видите. Второе, она обязательно спросит о вашей прошлой работе, и там будет искать. Об таком часто говорят: «Ой, у меня было такое стрессовое собеседование» и начинают рассказывать. Оно было нестрессовое, просто человек или эксперт реально пытался понять, что вы делали:

– Мы вместе сделали реально крупный проект

– А что вы сделали?

Вот это найти и понять.

Если девушку спросят о личной жизни, это незаконные вопросы, но, к сожалению, будут задавать все. Мы тут советуем на Антирабстве : вы знаете я так много потратила времени на свою учебу и другие вещи, поэтому в ближайшие 2-3 года я не планирую детей и семью. Но, конечно, в будущем я хочу иметь большую семью, детей. Но это не приоритет ближайших двух-трех лет. А меня вот всегда страшно пугает и удивляет этот вопрос от HR, потому что – ну, вот вроде бы мы, HR, тоже такие девушки, а вот как-то так становится, что у нас отрезает память.

На самом деле надо понимать, что любая девушка в возрасте первой-второй большой любви: «Еще с утра ничего не думала, а ехала в трамвае, встретила мужчину моей мечты, принца и… Вот я с ним только знакомлюсь, как его зовут Петя, Вася(?), а у меня уже в голове сколько у нас будет детей, какой у нас будет дом и какое у меня будет свадебное платье». Какие-то такие вещи, но такой ответ довольно-таки правильный.

Вас довольно-таки часто, особенно в IT компаниях, будут спрашивать кейсы. Это глупость – и сейчас объясню, эти кейсы можно даже погуглить. Miscorsoft даже книжку писал: тысяча тестов, которые спрашивают в Майкрософте. Это тесты уже тысячи раз решены, и решение есть в интернете. Погуглите, почитайте, но в общем это бессмысленная штука. Другой вопрос, если вы проходите собеседование, то вероятнее всего, в качественной компании, на втором-третьем этапе вас попросят сделать тестовые задания прямо там, чтобы эксперт видел, что вы прорешали. Ну, это уже проверка на ваш профессиональный уровень.

Если вы хотите знать ответы Алены на вопросы:

  • Какие знания и навыки актуальны сейчас на рынке digital? И какие будут через 3-5 лет?
  • Какие дипломы о профобразовании действительно играют роль при приеме на работу в digital?
  • С чего можно начинать карьеру в digital, если хочется стать сммщиком, маркетологом, копирайтером. Начальный уровень знаний и начальный уровень зарплаты.
  • Появились ли на рынке новые профессии в связи с появлением новых явлений, как криптовалюта, блокчейн и ICO. И примерно, какая средняя вилка зарплаты? И как вы думаете, это краткосрочные запросы на профессии крипты?
  • А разве возможно найти работу мечты? Можно задать работу под себя, если ты предприниматель или создаешь новый проект, или со временем достигнут уровень какой-то экспертной позиции, и можно эту работу под себя как-то с руководителем под себя создавать, обговаривать. Так найти можно?
  • Вопросы от собственника бизнеса и от digital-маркетолога. Как поставить задачи специалисту? А маркетолог не понимает, как его работу будут оценивать. Что вы можете порекомендовать обоим?
  • И вот если мы начали говорить о CTR. Личный бренд сотрудников digital в сетях – на сколько это играет роль при приеме на работу? И как в корпорациях руководители относятся к тому, что у сотрудника прокаченный бренд?

Подписывайтесь на наш проект GR Digital Talks здесь и смотрите полное видео-интервью с Аленой Владимирской.

Интервью Юлии Раковой с топ хантером России Аленой Владимирской
Алена Владимирская и Юлия Ракова